DeLorean
Компания DeLorean Motor Company (DMC) — классический пример того, как подставы, неожиданные союзы и столкновения личностей могут привести к краху мечты. DMC была основана в 1975 году в Детройте, штат Мичиган, бывшим руководителем GM Джоном ДеЛореаном, который, несмотря на свои успехи и обширный опыт в автомобильной промышленности, оставил GM, чтобы воплотить мечту о собственном автомобильном бренде.
ДеЛореан был весьма заметной фигурой в свое время, снискав немалую популярность благодаря своим достижениям как инженера и разностороннего бизнесмена. Его известность хорошо сохранилась и еще больше укрепилась благодаря молодому и энергичному внешнему виду. Убедив себя в наличии достаточных знаний для открытия собственного дела, харизматичный ДеЛореан продолжал привлекать средства, несмотря на неоднозначное отношение к своему начинанию.
Хотя его уважали и ценили за его поступки, некоторые сомневались в его оптимистичных взглядах. Воодушевленный энтузиазмом, ДеЛореан вскоре собрал необходимую сумму для начала строительства сборочного завода. Капитал был собран за счет кредитов от Bank of America, спонсорской поддержки и рекламных услуг Джонни Карсона, а также привлекательных дилерских инвестиционных программ, благодаря которым дилеры заинтересовались акциями компании. Очевидно, что весь процесс сбора средств был превращен в непринужденный, высокоинтерактивный и, казалось бы, безупречный план, разработанный для вознаграждения партнеров ДеЛореана.
«Харизма» полностью оплатила расходы молодого предпринимателя, который также искал способы сокращения расходов на строительство своего завода. Площадки для нового завода искали за пределами США, в основном в Великобритании и Ирландии. Обе страны отказались поддержать проект DMC, вынудив ДеЛореана искать другие варианты. Центральная Америка, в основном Пуэрто-Рико, поддержала смелый проект. В результате резкого поворота событий именно ДеЛореан отказался от Пуэрто-Рико в пользу Северной Ирландии, правительство которой пересмотрело этот вопрос.
Строительство началось в октябре 1978 года. Завод площадью 660 000 квадратных футов был построен всего за 16 месяцев. Расположенный в Данмери, одном из пригородов Белфаста, завод находился в зоне религиозного конфликта, прямо на границе между протестантской и католической общинами. Тем не менее, ДеЛореан был доволен окрестностями своего завода, которые лучше всего описывались как безработица и периодические столкновения на религиозной почве.
Действительно, Данмери предоставил ожидаемую рабочую силу, и дата начала производства была запланирована на 1979 год. Вопреки общему благоприятному развитию проекта DMC, проблемы с бюджетом в последнюю минуту и задержки в проектировании задержали сход автомобилей с конвейеров почти на 2 года.
Вскоре после выпуска первых автомобилей появились жалобы на их качество, что ознаменовало первый этап упадка DMC. Проблемы с качеством и последующие жалобы клиентов и дилеров были результатом работы неопытных сотрудников. Компания DeLorean быстро отреагировала на эти проблемы, создав несколько центров контроля качества (QAC) в Калифорнии, Делавэре и Мичигане. Эти подразделения должны были решать любые возникающие проблемы с качеством и гарантировать покупателям безупречное состояние и безупречную работу предоставленных автомобилей.
Хотя центры контроля качества (QAC) оказались эффективным решением, на ранние автомобили DeLorean не распространялась заводская гарантия. К счастью, к 1982 году этот вопрос был решен, когда на все автомобили марки DMC распространялась пятилетняя или 80 000-километровая гарантия.
Модель DMC 12, единственная в истории, вызвала самые разные реакции: от сомнений, неодобрения и откровенной критики до сочувствия. Автомобили DeLorean были привлекательны внешне, но предлагали мало возможностей для кастомизации и были слишком дорогими для своих характеристик. Плохое ускорение автомобиля (0-60 миль за 10,5 секунды) не соответствовало его внушительной цене в 25 000 долларов.
Нехватка заказов и невыгодный обменный курс стали вторичными причинами, приведшими к краху DMC. Компания не смогла достичь предполагаемого порога в 10 000-12 000 автомобилей, продав едва ли половину. Финансовые проблемы подрывали основы компании, которая в попытке самосохранения была разделена на три взаимосвязанных подразделения: производственную компанию, дистрибьютора в США и научно-исследовательскую компанию. План реструктуризации оказался бесполезным из-за сомнительной жизнеспособности.
Почти исчерпав все варианты, ДеЛореан обратился за помощью к британскому правительству, но получил отказ, если только не сможет предоставить доказательства того, что найдет резервного инвестора, который предоставит 27 миллионов долларов, необходимых для поддержания компании на плаву. Отчаявшись, ДеЛореан был обвинен в незаконном обороте наркотиков после того, как согласился провезти кокаин на сумму 24 миллиона долларов на территорию США. Люди, с которыми он имел дело, были тайными агентами ФБР, которые преследовали его в рамках предполагаемой операции по задержанию наркоторговцев. По некоторым данным, GM вступила в сговор с Бюро против ДеЛореана, пытаясь вытеснить его из бизнеса. В результате очерненный ДеЛореан не смог собрать необходимые средства для выживания своей компании и в конце концов уехал на пенсию в Англию.
DMC 12 не стал тем, чего хотел бы ДеЛореан, но он обрел известность благодаря фильму 1985 года «Назад в будущее» с Майклом Джей Фоксом в главной роли, который познакомил мир с этим автомобилем. Что касается объемов производства, то, по оценкам, в период с 1981 по 1982 год было выпущено около 9200 автомобилей, часть из которых все еще находилась на складе к моменту распада DMC.