Citroen
Хотя панк в XIX веке еще был далек от своего зарождения, Андре Ситроену он, вероятно, понравился бы. Основатель знаменитых авангардных французских автомастерских во многом разделял взгляды, которые панк-волна породила гораздо позже: он был революционером. Подобно американской панк-группе Antiflag, выпустившей один из своих дисков, Ситроен также действовал в автомобильной промышленности.
Родившись в 1878 году, Андре Ситроен был сыном богатого голландского торговца бриллиантами. Окончив школу, юный Андре уже увлекся техникой – страстью, которую он впервые ощутил в 10 лет, когда познакомился с произведениями Жюля Верна. В 20 лет он поступил в Парижский политехнический институт, полностью убежденный в желании стать инженером.
Годы учебы принесли свои плоды, и, проработав некоторое время в автомобильной компании «Mors», он решил основать собственную компанию. «Andre Citroen&Cie» была основана в 1905 году. Андре тогда было всего 27 лет.
К 1913 году компания сменила название на «Societe des Engrenages Citroen» (Зубчатый завод Citroen). В том же году дальновидный инженер основал еще одну компанию, специализирующуюся на разработке карбюраторов на основе ранее полученного им патента. Восхищенный методами работы Генри Форда, он посетил его сборочные линии в США, где тщательно проанализировал логические шаги, предпринятые для организации такого рабочего места.
Увидев этот процесс и вдохновленный собственным желанием создавать автомобили, Ситроен выпустил свой первый автомобиль в 1919 году, вскоре после окончания Первой мировой войны. Разделив судьбу других автопроизводителей, Ситроен был вынужден замаскировать свои сборочные линии, чтобы обеспечить потребности в оружии и боеприпасах во время войны. Именно в этот период он начал думать о том, чем будет заниматься после окончания войны.
Первый автомобиль, выпущенный его заводом, назывался просто Type A и оснащался 4-цилиндровым двигателем объемом 1326 куб. см, который мог развивать скорость до 65 км/ч (40,4 мили в час). Главным преимуществом модели A была ее универсальность: за исключением шасси и двигателя, все остальное изготавливалось на заказ или могло быть выбрано прямо на заводе из широкого спектра опций, включая типы кузова и запасные колеса.
Еще одним преимуществом модели A была ее доступная цена. Эти два фактора в совокупности обеспечили автомобилю всеобщий положительный прием. Всего за 6 месяцев после выпуска Type A было продано 2500 автомобилей. К следующему, 1920 году, Citroen уже выпустил почти в 10 раз больше автомобилей.
1920 год принес ряд технологических усовершенствований, многие из которых впоследствии стали фирменными знаками марки Citroen. Проявив интерес к дорожно-строительной технике и военной технике, Ситроен экспериментировал с полугусеничными автомобилями, которые он назвал «Autochenilles».
К 1921 году Citroen завоевал достаточную популярность, чтобы стать неотъемлемой частью парижского образа жизни. Появляются первые такси Citroen, а затем была выпущена новая модель Type C — более легкий, компактный, но менее мощный автомобиль, чем его предшественник Type A. Этот автомобиль также был доступен в трехместной версии под названием «Le Trefle» («Лист клевера»), которая получила широкое признание.
Более продвинутые модели были представлены спустя годы, такие как B12 в 1925 году и B14 в 1927 году. Незадолго до начала 30-х годов Citroen представил C4 и C6, последний из которых стал важным достижением французского конструктора, поскольку это был его первый автомобиль с 6-цилиндровым двигателем и первый, разогнавшийся до 62 миль в час (100 км/ч).
В отличие от своих конкурентов того времени, Citroen проводил масштабные рекламные кампании, а также сложные и длительные рекламные кампании. В 1922 году над Парижем можно было увидеть самолеты, вычерчивающие название Citroen, а три года спустя горожане могли прочитать то же самое сообщение, написанное светом, на Эйфелевой башне. Чтобы получить представление о дорогостоящих методах Citroen и почти техасском стиле мышления, достаточно вспомнить, что для «ситроенизации» Эйфелевой башни потребовалось 200 000 лампочек и километры проводки.
Его крестовые походы по популяризации преимуществ моторизованных транспортных средств не менее популярны. Ситроен впервые пересек пустыню Сахара в моторизованной экспедиции 1922–1923 годов, прошел расстояние от Алжира до южной оконечности Африканского континента, до мыса Доброй Надежды через Кению в «Черном путешествии» 1924–1925 годов и проехал от Бейрута до Пекина во втором путешествии, известном как «Желтое путешествие», которое также заняло год (1931–1932).
Вскоре после триумфальных достижений Ситроена появились первые серьезные технологические усовершенствования: двигатель «Floating Power», устранявший вибрации благодаря использованию метода крепления с резиновыми болтами, ранее запатентованного Chrysler. Вскоре наступили и этапы установления мировых рекордов: Citroen побил впечатляющие 106 рекордов на своей модели Rosalie 8 с очаровательным названием, проехав 300 000 км за 134 дня. Таким образом, надежность автомобилей вновь была подтверждена.
Однако, как и предсказывала Нелли Фуртадо, хорошему в конце концов пришел конец. Великая депрессия обрушилась на компанию, словно цунами финансовых проблем. К счастью, спасатель Мишлен оказался рядом и спас Citroen от утопления.
После проведения сердечно-легочной реанимации Citroen, Мишлен взял компанию под свое покровительство. Citroen продолжал развиваться, и к середине 30-х годов компания представила публике свое главное новшество: передний привод, или «Traction Avant». Хотя Citroen не был первым, кто разработал эту систему, именно он мог похвастаться первым переднеприводным автомобилем, поступившим в массовое производство — Type 7.
Позже появились модели 22CV и 11CV. Популярность новой системы тяги превзошла все ожидания, предвещая компании процветание. Последняя знаменитая модель Traction, 11CV Familiale, сошла с конвейера в середине лета 1957 года. 60-е годы ознаменовали конец эпохи Citroen и начало эпохи современных инженерных достижений, таких как внедрение гидропневматической подвески.
Несмотря на свою надежность, автомобили Citroen в какой-то момент перестали соответствовать тенденциям дизайна, консервативным тенденциям, что привело к резкому падению продаж. Однако в начале 90-х годов это было компенсировано более округлыми и плавными формами моделей Citroen. Новые модели и переосмысление старых обеспечили компании успех, и вот уже более 75 лет этот бренд считается поставщиком прекрасных автомобилей.